Знакомимся с нашими мастерами!
Как мыслит преподаватель? А что меня ждет на уроке? Какой результат получится?
Чтобы вам было проще найти общий язык с вашим наставником, полезно читать его статьи, исследования, ходить на концерты мастера. Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему ритма от Валентины Астаховой -преподавателя скрипки
Ритм в жизни маленького ребенка
Человек родился. Задышал. Теперь ему предстоит вплести свое существо в земные и космические ритмы и образовать неповторимый ритмический рисунок собственной индивидуальности.
Тело. Оно нуждается в ритмах. Каждый внутренний орган будет иметь свой ритм. Каждый процесс, будь то питание, выделение, рост и другие, все ритмично.
Душа. Человек действует, исследует, получает опыт. В нем созревают и раскрываются новые способности. Это тоже имеет свой ритм.
Все больше сил появляется в маленьком человеке. Он крепнет и формируется. Ритмы меняются, меняются отношения с миром, появляются новые задачи.
Вот уже шаг. Другой шаг. И появился новый ритм. Удивительный и радостный ритм человеческого шага.
Руки освободились и можно трясти игрушкой, ронять предметы, открывать и закрывать дверцу шкафа. Снова и снова, одно и то же действие. С каким вниманием и сосредоточением изучает малыш новые возможности. Повторяя раз за разом одно и то же действие он учится, познает, развивается.
Часто в современном мире люди недооценивают значение ритмов и ритмического повторения. Часто пренебрегают режимом и распорядком, ведь вокруг столько возможностей, ничего нельзя упустить. Кажется, что ребенка нужно постоянно развлекать, развивать всеми доступными способами. И, не дай бог, ему станет скучно.
Но представьте, как невероятно трудно жить маленькому человеку в мире, где все меняется каждую минуту! Новые люди, события, занятия, места пребывания, всевозможные оглушающие звуки, яркие цвета и неестественные формы, все наваливается на него хаотичной громадой. Бесконечная скачка в бешеном вихре событий тормозит развитие, поскольку переварить все это он попросту еще не может. В результате, вместо сияющих радостных лиц, можно увидеть перевозбужденных, нервных, плачущих, или уставших от жизни, безразличных ко всему детей.
Кроме того, психические и физические силы ребенка должны быть потрачены на формирование внутренних органов, настройку всех систем организма, развитие моторных способностей, социальных навыков и фантазии. Это важнейшие задачи его взросления, которые имеют свой совершенно определенный ритм.
Но сегодня маленькие дети вынуждены тратить все силы на то, чтобы адаптироваться к современной реальности. Малышам приходится справляться с переливающимися через край новыми яркими впечатлениями и взрослыми задачами, осилить которые им бывает не под силу.
Взрослые забывают, что маленькому ребенку этот мир еще не знаком, чтобы с ним подружиться нужно время, нужно много раз встретиться с одним и тем же явлением, изучить его со всех сторон, проверить его свойства, качества, а еще изучить в этом процессе собственные возможности. Маленький ребенок развивается, когда взаимодействует с миром, применяя к нему свою волю, он ученый–экспериментатор.
Мячик. Какой он, холодный, скользкий, прыгучий? А если его кинуть сильно или слабо, об пол или стену, а может на мягкий диван? В один из многократных повторений броска вдруг-полет! Звон, треск, и ваза разбита. Что-то он узнал и о мяче, и о вазе, а еще о своих возможностях. Проявление воли, событие, последствие, новое открытие, опыт.
Человеческое мышление развивается постепенно, и, конечно, тоже в определенном ритме. Оно по-разному проявляется в разном возрасте. Прежде чем появится способность воспринимать абстрактные понятия ребенок проходит большой путь взросления. Эта способность, как и любая другая, должна созреть. Ритм повторений для маленького ребенка должен жить в реальном каждодневном действии, а не в регулярном повторении навязанной извне абстрактной информации. Холодные заученные понятия, не затрагивающие ни живого чувства, ни реального опыта, порождают в нем неуверенность и тревожность.
Если нам хочется как можно быстрее и раньше начать учить ребенка, можно задать себе такой вопрос: что чувствует человек, который с раннего детства знает много информации о мире, но совершенно не знает самого себя?
Маленький вундеркинд. Знает виды всех динозавров, названия всех планет солнечной системы, умеет считать, читать и писать. С трудом удерживает внимание, перескакивает с одного дела на другое. Проговаривает вслух все что приходит на ум, словно без остановки работающее радио. Движения неуверенные, хаотичные. Часто устает, теряется в незнакомой обстановке. Не слышит замечания взрослых, не может следовать правилам. Не получается повторить пальчиковую игру, пройти по бревнышку и не упасть.
Ну и про любимые экраны. Здесь кадры сменяются с фантастической скоростью и практически не повторяются, то приближаясь, то отдаляясь, то сверху, то снизу, то сбоку, совершенно не оставляя времени на осознание происходящего. При этом воля ребенка полностью пассивна, она парализована. А собственные ритмы движения глаз, вдоха и выдоха, восприятия и усвоения впечатлений должны полностью подчиниться подавляющей активности чужой воли. Такие ритмы гипнотизируют маленького человека, выключая его из жизни, непомерно нагружая нервную систему.
Только что живой и веселый ребенок уставился в экран. Замер словно статуя в напряженной позе. Взгляд стеклянный, полностью отсутствующий. Если окликнуть не реагирует. Если выключить начнется истерика, а снова включишь успокаивается тут же, как по щелчку пальца. После длительного просмотра нервный, плачет, кричит, мало играет, плохо засыпает.
Пятилетний ребенок рассказывает сказку. Взгляд направлен куда-то в глубь самого себя, внимательный, сосредоточенный. Напряженно вспоминает, рисует в голове образы, пробует на вкус слова. Остановился, задумался. Если запутался или забыл придумывает на ходу. Ждет реакции, требует внимания. Под конец чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.
Тот же ребенок рассказывает мультфильм. Глаза пустые, словно в трансе. Говорит без остановок, без пауз сплошным потоком. Восстанавливает все детали до мелочей, если запутался останавливается, возвращается назад чтобы в точности воспроизвести сюжет. Не обращает внимания на вопросы и реакцию. Можно заниматься своими делами и даже выйти из комнаты, не заметит. Говорит пока не расскажет все до конца. Потом очнулся. Где я? Устал, выдохнул, словно освободился от груза.
Последствиями длительного регулярного общения с гаджетами в раннем детстве могут стать проблемы со зрением, например, так называемое тоннельное зрение, проблемы с дыханием, мышечное напряжение, повышенная нервная возбудимость, необоснованная агрессия, синдром дефицита внимания, нарушения развития речи, неадекватное восприятие картины мира и самого себя, отставание в развитии вплоть до нарушения развития головного мозга. Внутренняя жизнь, где формируется человеческая индивидуальность, остается пустой, на нее нет ни сил, ни времени. Ребенок теряет самого себя, ослабевает интерес к жизни, он не может опереться на собственные познавательные силы.
В свою очередь одинаковая обстановка, ритмичные события, ритуалы, повторяющееся впечатления, все это позволяет проживать опыт, выстраивая отношения с ним и наполняя внутренний мир растущего человека. На такие ритмы ребенок может опереться, они дают ему спокойствие, чувство безопасности, ощущение порядка и определенности, укрепляют волю, постепенно выращивают деятельное решительное отношение к миру и собственным силам.
Каждый день ребенок знает, что в одно и то же время будет прогулка, он идет на свою любимую площадку, встречает друзей, начинается игра. В окружении понятных, знакомых предметов, знакомых людей и привычных звуков он чувствует себя в безопасности и может сосредоточится на своих делах, может глубоко с упоением работать над задачами, которые ему интересны. Когда приходит время уходить домой он уже чувствует, что пора заканчивать свои дела и собирать игрушки, ведь уже много раз он это делал изо дня в день. Таким образом он учится концентрировать, распределять и переключать внимание.
Слушая одну и ту же историю, ребенок каждый раз проводит настоящую душевную тренировку. С помощью собственной фантазии он учится формировать, удерживать и развивать образы героев. И с каждым повторением образы становятся все более яркими, детальными, все дольше он может вести и удерживать ход повествования не только слухом, но и внутренним взором. Все это в будущем позволит ему не просто воспринимать информацию, но осмысливать полученный опыт, соединять его с предыдущими знаниями и формировать собственные суждения.
Сегодня мы имеем самые удивительные возможности, о которых совсем недавно люди могли лишь мечтать. Скоростное передвижение в пространстве, молниеносное получение любой информации и многое, многое, многое другое. Темп жизни продолжает ускоряться, а количество впечатлений за раз увеличиваться. Мы не можем, да и не должны убегать от этого, отрицать, осуждать. Но и не должны становиться рабами внешних ритмов современного мира. Может наша задача найти баланс? Можем ли мы, не убегая от современной реальности, все же найти возможность создавать для наших детей здоровые ритмы?
Придется прилагать усилия, искать разные пути, создавать новые ритмические рисунки наших жизней. Но начать ведь можно с малого.
Взять всего одну сказку, только одну, самую любимую, и читать перед сном. Каждое утро начинать с одной и той же маленькой песенки. Вместо шумного детского мероприятия на пятьдесят человек с аниматором и громкой музыкой провести время в тихом кругу знакомых и родных, с весёлой прогулкой, теплыми объятиями и домашней стряпней. Вместо длительных уговоров убрать за собой игрушки, превратить уборку в совместный приятный ритуал.
Каким спасительным островком спокойствия и долгожданного возвращения к себе становится для современного ребенка одна и та же сказка, стишок, песенка, которую он слышит изо дня в день. Как ликует его существо, когда он может опереться на привычные, такие обыденные для нас вещи. Мытье рук, застилание постели, прогулка во дворе, поцелуй перед сном.
Чудо в том, что каждое такое, даже маленькое повторяющееся действие в вашем режиме дня будет иметь поистине исцеляющую силу. Оно будет укреплять не только силы ребёнка, но создавать между вами более глубокую душевную связь.
Ритм может стать огромным помощником в воспитании, если опираться не только на внешние ритмы жизни, но и помнить о собственных внутренних ритмах развивающегося ребенка.
Валентина Астахова.