Как правильно подготовиться к выходу на вокальный конкурс?
Итак, дорогие друзья, сегодня поделимся с вами маленькими тайнами артистов)
Давайте поговорим о том, как получить максимальный результат от выступлений на конкурсных отборах.
Программа— это самый важный вопрос подготовки. Причем, заметьте, важно не только как вы готовы, но и что именно вы приготовили. Оценка жюри- это субъективные оценки нескольких человек, поэтому немаловажный факт — даже очень хорошо исполняя произведение, можно попасть в то самое, которое ненавидит председатель жюри) Что оценивают на конкурсах?
1) Качество нотного текста: Уделите внимание всем мелочам в интонации произведения, нелишне будет поискать ноты и готовиться по ним. Нужно понимать, что оценивать вашу подготовку будут по нескольким критериям — и один из важнейших- это чистота нотного текста, для вокалистов- интонирование. Если вы взяли произведение из серии «шлягер», то в особенности готовьтесь — ведь хорошо известная мелодия при халтурном выучивании нот может сыграть с вами злую шутку.
Поймите, что за день жюри может услышать одно и то же произведение 5-6 раз в разных номинациях, и выбор лучшего исполнителя зависит от качества исполнения.
Кроме чистоты ваших нот, важным критерием оценки станет смысл произведения и умение донести его до слушателя- эмоциональность и понимание смысла текста. В последние годы, очень ярко выражена тенденция давать детям взрослые песни. Так вот, на серьезных конкурсах обязательно жюри отметит, что детям нужно исполнять песни по возрасту. То есть то, что они в силу возраста могут осознавать и понимать. Согласитесь, что ребенок, поющий про несчастную любовь в 8 лет- это абсурд.
Совет: перед участием в конкурсе, посмотрите, кто сидит в жюри вашей номинации, посмотрите видео тех номеров, которые в прошлые годы занимали гран-при. Как правило, фестивали сотрудничают с одними и теми же артистами для приглашения в члены жюри или публикуют заранее список приглашенных лиц, поэтому у вас есть шанс «вычислить» наиболее подходящий репертуар и варианты исполнения.
2) Cмысл произведения: Что на него влияет? Жесты, взгляд, образ в целом, оттенки голоса. Если вы готовитесь с преподавателем к конкурсу- то вам обязательно нужно «поставить номер». Поймите, что никого уже не удивляет «круто петь». Люди привыкли к шоу, все выросли на телевизорах и планшетах. Нельзя, конечно, и перегрузить произведение лишними движениями, но все же, правильные движения рук, взгляд и мимика дадут вам сверху пару баллов)
Совет: прогоняйте произведение перед зеркалом, так видно нюансы движений и отдельные «ляпы»
3) Ваш наряд— это образ, который тоже оценивает жюри. Здесь нельзя промахнуться) Помним простые правила — на сцене любая юбка будет сантиметров на 15 выше, чем на самом деле, поэтому с осторожностью выбираем длину платья. Не злоупотребляем большим вырезом — это никого не удивит, а вот возмущение вызвать очень легко. Обувь лучше брать на низком каблуке, и обязательно — чистую! Вы не поверите, но на ноги тоже смотрят! Не думайте, что классический костюм скроет кроссовки)))
Не стоит также надевать черные колготки – будете, словно из Африки.
Ваша одежда должна дополнять образ произведения, а не разрушать его. Если вы поете песню в стиле «джаз», а выходите в академическом платье- то это всегда нехорошо сказывается на оценке. И, наоборот — пение в джинсах, например, далеко не всегда уместно.
А теперь о том, что стоит делать и чего не стоит в день выступления)
Технические неурядицы: Помните, что любой адреналин будет сказываться на вашем голосе. Стоит выехать с запасом на дорожные неурядицы, заранее узнать куда именно вам нужно доехать. Избежать технических сложностей порой удаётся, если быть готовым ко всему. Лично я на конкурс всегда беру 3 носителя с фонограммами, на случай, если с двух не запустится. Да, такое тоже бывает! А ещё дополнительную пару колготок, воду ( а лучше чай) и еду. Со мной было однажды, что выход на сцену пришлось ждать 4 часа!
Фото и видео: Если вы хотите запечатлеть момент вашего звездного часа, то об этом нужно позаботиться заранее. Сейчас на конкурсах практикуют проф. съемки и фотографии. Здесь, конечно, дело вкуса. Стоит брать в случае, если данное видео может пригодиться- например, поучаствовать в каком-нибудь дистанционном отборе или прослушивании. На некоторых заочных конкурсах требуют именно live-формат. Однако, для меня, как для артиста гораздо более приемлемо нанять оператора , взять зал- и петь раз 10, чтобы получить действительно качественную запись. А почему, собственно нет? Если же вам надо «просто послушать себя» со стороны- то для этого достаточно в зале расположить человека с камерой или телефоном. На данный момент съемка на некоторые телефоны ничуть не уступает съемке на видеокамеру.
«Валерианку брать?» :Как бы ни хотелось, ни в коем случае не стоит пить накануне валериану или пустырник. Если вы не можете унять свое волнение- то на большие конкурсы лучше пока не выходить. Самые лучшие рекомендации по тому, как успокоиться, даст вам ваш преподаватель. Это мифы про «коньячку — и все будет здорово») На самом деле, все успокоительные влияют на голос и на наше восприятие обстановки.
Ну, и наконец, самый важный момент: правильный настрой. Подумайте, зачем вы идете на конкурс? Если это поход за очередным бумажным дипломом и кубком — не стоит тратить время и деньги. Оценки жюри всегда субъективны, и могут играть как в вашу сторону, так и против. К тому же, уровень конкурса — тоже немаловажный факт. Сейчас их великое множество, выбрать стоящие сложно. Что полезного можно извлечь из конкурса:
-круглые столы и мастер-классы
-общение с ведущими звездами шоу-бизнеса, членами жюри. Полезные рекомендации.
-профессиональные фото и видео на хорошей сцене, сам опыт выступления
-знакомство с новыми звуковыми ощущениями
-возможность получения каких-либо подарков на собственное продвижение (записи в студии, съемки клипов, денежные вознаграждения, например).
Удачи вам в подготовке!