О выборе преподавателя в музыкальной школе
Здравствуйте. Меня зовут Звольская Дарья, и я преподаватель игры на фортепиано. Вот уже восемь лет я с удовольствием работаю с детьми, а заодно и с их родителями, стараясь сделать так, чтобы мои ученики чувствовали себя безопасно и комфортно на своем пути к музыке.
Сегодня в своей статье я хочу затронуть такую важную тему, как выбор преподавателя при поступлении ребенка в музыкальную школу или школу искусств — неважно, будет это государственная или частная школа. А может быть, вы подыскиваете репетитора для домашних занятий.
Для начала я хочу вам рассказать, почему же так важно подойти ответственно к выбору учителя, который станет для вашего ребенка проводником в мир музыки.
До сих пор про музыкальную школу довольно часто думают как про «кружок по музыке», и обычно, когда родители, которые сами никогда серьезно музыкой не занимались, говорят, что хотят отдать ребенка в музыкальную школу, они представляют, что все обучение — это привезти ребенка два раза в неделю на час на специальность (вокал, фортепиано, гитара, баян и т. д). Но музыкальная школа — я сейчас говорю не о частных школах — это государственное аккредитованное учебное заведение со своими требованиями и программами, по окончании которого ученики получают свидетельство о начальном музыкальном образовании. Следовательно, музыкальная школа или школа искусств — это серьезное учебное заведение, которое требует к себе ответственного подхода.
Я знаю мало родителей, которые, отдавая ребенка в первый класс общеобразовательной школы, не стремились бы как минимум узнать все о преподавателях близлежащих школ, а как максимум — не старались бы попасть к какому-то конкретному преподавателю.
В сфере же музыкального образования о выборе преподавателя задумываться стали не так давно, и зачастую думают об этом те родители, которые сами хоть какое-то время обучались в музыкальной школе.
Но музыкальная школа для ребенка — это не только увлекательное обучение музыке, игре на инструменте или вокалу. Это высокая физическая, интеллектуальная и психоэмоциональная нагрузка. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель не только обучил ребенка игре на выбранном вами или вашим чадом инструменте, но и помог ему совместно с родителями, конечно, справляться со стрессом или бороться со своими страхами и переживаниями.
Нужно четко понимать, что обучение в музыкальной школе — это не только занятия в классе, но и экзамены, концерты и конкурсы. Не все взрослые способны справиться с волнением перед и во время публичных выступлений, что же говорить о маленьких детях или подростках?
Я не зря выше упомянула и о физических нагрузках, ведь игра на любом музыкальном инструменте или вокал — это далеко не так просто, как кажется со стороны. На еще неокрепший позвоночник ребенка, на его еще слабую мышечную систему обрушивается серьезное испытание, и крайне важно, чтобы в это время рядом с ребенком был преподаватель, который помог бы справиться с непривычной нагрузкой и подготовить мышечную систему ученика с перспективой на будущее. Это поможет ученику в подростковом возрасте избежать довольно серьезных проблем со здоровьем.
Теперь давайте подробно и на примерах разберем, как же искать преподавателя и на какие моменты нужно обратить особое внимание.
Возможности знакомства
В частных школах с этим вопросом все просто. Там вам обычно предложат пробный урок у одного-двух-трех преподавателей по интересующему вас предмету, и вы с ребенком сможете выбрать уже после того, как сходите на все занятия. Но что же в государственных образовательных учреждениях?
В течение учебного года каждая музыкальная школа проводит множество концертов и дни открытых дверей. Когда вы определитесь с выбором музыкальной школы, в которую будете водить ребенка (отталкиваться вы можете от местоположения или от чьих-либо рекомендаций), не поленитесь зайти на сайт школы или в саму школу и посмотреть афиши концертов. Как правило, такие мероприятия в школах бесплатны.
Для вас это возможность познакомиться с учебным заведением, для ребенка — решить, на каком инструменте он хочет играть — или, может быть, ваше чадо скажет, что хочет петь так же красиво, как «та девочка в красном платье». Ну или вы поймете, что на самом деле ваш ребенок совсем не хочет заниматься музыкой и ему интересно рисовать. Прислушайтесь к этому мнению, даже если вы грезите воспитать следующего Дениса Мацуева, Луи Армстронга, Пласидо Доминго и т. д. Умерьте свои амбиции и отделите их от искреннего желания ребенка заниматься каким-то делом.
Поверьте, участникам концерта также будет приятно видеть в зале зрителей, особенно если это новые лица, а не кто-то из числа многочисленных мам, пап, бабушек и дедушек.
Итак, после первого концерта вы уже сможете оценить:
Интерес своего ребенка к музыке (или даже к конкретному музыкальному инструменту)
Музыкальную школу в плане оснащения. Хороший преподаватель — это очень важно, это первостепенно, но учиться в крепком здании с косметическим ремонтом намного приятнее и безопаснее, чем в аварийном. Но не гонитесь исключительно за лоском новых зданий. Помещение — это лишь дополнение. Это ресурс, помогающий осуществлять учебный процесс. Хорошие настроенные музыкальные инструменты, кстати, тоже важны.
Теперь зная, что ваш ребенок горит желанием научиться петь или бегает по квартире и стучит во все кастрюли, воображая себя за барабанами, стоит сходить еще на несколько концертов.
Во-первых, так вы поддержите интерес ребенка к музыке и начнете приобщать его к этому виду искусства — не поведете же ты четырехлетнего малыша сразу на взрослую оперу. А во-вторых, таким образом вы сможете заочно познакомиться с преподавателями выбранной школы и их учениками.
Перед каждым концертным номером на мероприятии обязательно объявляют ребенка, то, что именно он будет исполнять, и, конечно же, преподавателя. К тому же очень часто совсем маленькие исполнители выступают в дуэте со своим учителем.
Обратите внимание стоит на то, как уверенно ребенок чувствует себя на сцене. Я думаю, что вы вполне можете отличить волнение от паники, а не лишним будет посмотреть на то, как контактирует ученик с преподавателем.
Отношения между учителем и его подопечными — это один из самых ярких показателей того, какая атмосфера в целом царит на уроках. Задержитесь ненадолго в концертном зале, пока большая часть толпы спешит поскорее выйти, и вы не только увидите, как дети контактируют с преподавателем на сцене, но и сможете отметить отношения между преподавателем и родителями учеников.
И кто бы что не говорил про субординацию, и как бы маленьких детей не заставляли вести себя в соответствии со строгими нормами поведения, — если дети бегут обнимать своего преподавателя — это нормально. Если взрослые ученики подростки подходят после концерта к своему преподавателю не просто формально попрощаться мимоходом, а задерживаются возле него — это нормально. Это показатель того, что дети ценят не только его профессионализм, но и простое общение с ним.
Первые встречи
Вы выбрали музыкальную школу, присмотрелись к преподавателю и сходили на прослушивание. Что дальше? Конечно, при заполнении заявления на прием ребенка в музыкальную школу вы можете проконсультироваться с администрацией на вопрос «А не можете ли вы нам кого-нибудь порекомендовать?», однако это не значит, что вам посоветуют именно хорошего преподавателя. Самое важное для администрации — это распределить нагрузку.
После поступления в музыкальную школу преподавателю передают списки всех новых учеников с контактами их законных представителей — или же списки преподавателей вывешивают в холле школы, так что, придя с ребенком, вы можете посмотреть, к какому преподавателю вы зачислены, и, например, на линейке первого сентября узнать, где и когда состоится встреча.
Я часто сама заранее созванивалась с родителями учеников, чтобы назначить первый классный час или побеседовать индивидуально. Я рассказывала на встречах с родителями об основных требованиях школы и поясняла ряд моментов относительно моей работы с детьми. Если ваш преподаватель интересуется, заканчивали ли вы музыкальную школу, и говорит, что без помощи родителей ребенку будет очень тяжело… Лично меня этот фактор бы насторожил и как родителя, и как преподавателя. Моя задача — обучить всему необходимому ребенка, подать материал на уроке так, чтобы он сам все понял, и, возможно, ваше чадо само в форме игры начнет учить вас музыке. Единственное, когда я прошу обращать пристальное внимание на занятия ребенка, — когда я даю упражнения для развития мускулатуры рук, и здесь помощь требуется по одной простой причине: маленькому ребенку самому тяжело выполнять ряд упражнений в связи с еще неустойчивой координацией движений.
Обратите внимание, на чем ваш преподаватель заостряет внимание. Как он относится к активным спортивным занятиям или к профессиональному спорту. Требует ли он прямо сейчас, срочно-срочно бросить гимнастику или плаванье или только предупреждает, что со временем ребенку станет тяжело справляться с большой нагрузкой, и тогда нужно будет расставлять приоритеты. Лично я только за то, чтобы ребенок занимался спортом и укреплял свой организм. Поверьте, в будущем это станет лучшим подспорьем для ученика. Ребенок, знающий свое тело и умеющий к нему прислушиваться, намного быстрее начнет схватывать что же от него хочет педагог.
К тому же у детей, занимающихся спортом, более крепкий организм и нагрузки от сидения за музыкальным инструментом не станут для него шоком. Задача преподавателя — не только просто обучить ребенка, но и помнить об охране здоровья рук и спины у своих учеников. И если преподаватель не может сам дать какие-то упражнения для укрепления организма ребенка, то его задача — хотя бы не запрещать занятия спортом.
Но есть также ряд критериев, на которые имеет смысл обратить внимание, но которые совершенно не говорят о качестве преподавания. Давайте разберемся, почему именно.
Концертная практика
Зачастую, когда перед родителями стоит выбор: активно концертирующий музыкант или преподаватель на полной занятости (на полной ставке), многие стремятся выбрать первый вариант. Это кажется очень престижным. Еще бы! Ребенок учится у настоящего исполнителя! Однако в данном выборе есть немало подводных камней. Один из них — регулярность занятий. Как известно, наилучшую результативность дают систематические уроки и домашние занятия, однако в случае с концертирующим преподавателем стоит быть готовым к тому, что совершенно внезапно урок будет отменен, а преподаватель на замену не всегда найдется. Или ваш преподаватель может попросить вас перенести урок на другое время, не всегда удобное, что снова приведет к отмене занятия.
Также стоит помнить, что при выборе преподавателя-исполнителя вы не всегда сможете быстро связаться с вашим педагогом во внеурочное время, а во время гастролей связь с наставником может пропадать порой и на неделю, а то и больше.
К тому же не всегда высокий уровень исполнительства предполагает высокий педагогический уровень, и это особенно видно на начальном этапе обучения, когда как никогда важны подробные объяснения как ребенку, так и его родителям. Часто у концертирующих музыкантов в голове сидит установка «если я могу это сделать, значит, и другой сможет». Показать ваш преподаватель на инструменте вам сможет все что угодно, и для студентов консерватории этого будет вполне достаточно (нет). А вот объяснить начинающему, как он это сделал, преподаватель порой просто не в силах. У исполнителя движения, рефлексы отточены до автоматизма, и он может не всегда понимать, как это объяснить маленькому ученику так, чтобы он это понял.
Вопрос самооценки тоже здесь нельзя оставить без внимания.
Когда я училась в музыкальном колледже, некоторое время у меня была преподавателем восхитительная пианистка! Я боялась приходить к ней на уроки, поскольку чувствовала себя просто ничтожеством. Но при этом я обожала ее как преподавателя. Она была из тех музыкантов, которые, будучи очень хорошими исполнителями, являются замечательными преподавателями и психологами. Ее поддержка, ее терпение были неоценимы. Я до сих пор помню, как она мне сказала: «Ты должна думать не о том, как много всего ты не умеешь, а о том, сколько ты уже умеешь». Но не будь с ее стороны поддержки и бесед — не думаю, что я смогла бы доучиться хотя бы один курс.
Рядом с очень сильным исполнителем ребенок может не то чтобы чувствовать себя бездарностью, но отчетливо понимать, что такого уровня никогда не достигнет. Для некоторых детей это станет мощным стимулом для развития. Большинство же предпочтет совсем не заниматься музыкой, видя перед собой сильного состоявшегося музыканта. В данной ситуации не каждый исполнитель сможет правильно подобрать слова и направить мысли ребенка в правильное (или в творческое) русло.
Конечно, есть исключения, когда человек в равной степени является и сильным преподавателем, и не менее сильным педагогом, но это довольно редкое явление. И такие музыканты — на вес золота!
Высшее музыкальное образование
Конечно, многим родителям намного приятнее, когда у их ребенка преподает человек, у которого в строке «образование» на сайте школы значится высшее музыкальное образование. Однако я должна пояснить, что зачастую это ничего не говорит о том, каким отношения сложатся у вашего ребенка с этим преподавателем.
Преподавать в музыкальной школе имеют право люди, получившие среднее специальное образование, то есть закончившие музыкальный колледж. Это точно такие же дипломированные специалисты. И среди учителей с высшим образованием, и среди учителей со средним специальным есть очень талантливые преподаватели, которых очень уважают и ценят и ученики, и их родители. Но и обратные ситуации случаются и там, и там.
Возраст
Часто от родителей можно услышать, что они хотят более опытного преподавателя, когда они знакомятся с молодым специалистом. Молодой преподаватель не равно плохой преподаватель, точно так же, как стаж работы не всегда говорит о том, что этот человек сможет найти общий язык с вашим ребенком и сумеет его заинтересовать. Я не говорю, что все молодые специалисты отличные, а все преподаватели со стажем — плохие. Нужно присматриваться к каждому конкретному случаю.
Однако нужно учитывать, что преподаватели, начинавшие свою работу еще во время СССР, помнят время, когда ребенок из начальной школы приходил домой максимум в час дня и потом был свободен. Они помнят, что раньше никто не сидел допоздна за уроками, а если и сидели — то только те, кто совсем ничего не понимал или не хотел учиться. Сейчас же очень сильно поменялась система не только музыкального, но и общего образования. В школах появилось много дополнительных «обязательных» факультативов, и уже с первого класса на детей часто сваливается колоссальная нагрузка. Не каждому преподавателю с тридцатилетним стажем вы сможете объяснить, что просите для ребенка перенести специальность с часа дня на пять часов вечера не просто, потому что так захотела левая пятка вашей правой руки. Молодые специалисты же сами успели затронуть в школе если уж не введение всевозможных ФГОСов, то уж сдачу ЕГЭ в полной мере.
Внешность
Я лично сталкивалась с недоверием родителей на первых встречах по той причине, что до определенного возраста сама выглядела младше, чем часть моих учеников-подростков. Да, со временем это недоверие уходит, но молодые специалисты очень остро чувствуют настороженность родителей. Если вы не воспринимаете стоящего перед вами преподавателя как специалиста, как авторитет в своем деле, то и ваши дети не будут относиться к преподавателю с уважением.
Если вы не готовы целиком и полностью довериться преподавателю, к которому попал ваш ребенок, если вы ставите под сомнение его компетентность, потому что он ходит в джинсах и рубашке с закатанными рукавами, — поменяйте преподавателя. Будет проще всем. Специалист не будет сутками думать о том, как объяснить и показать вам, что он на своем месте и на работу его взяли не за красивые глазки. Вы не будете рассказывать всем, какой у вас молодой преподаватель и наверняка ничего не умеет. Да и вашему ребенку не придется разрываться на части между «ну мама же сказала, что преподаватель ничего не умеет, зачем мне думать на уроке» и вашими требованиями результативности от него и от педагога. А еще маленькие дети очень любят рассказывать учителям, что происходит дома. Ни одному преподавателю не будет приятно, если он услышит даже случайно от ребенка, как родители в домашних разговорах начисто принижают его.
У меня были случаи, когда родители были недовольны преподавателем, потому что она все время ходит в джинсах и никогда не носит платья. И не важно, что преподаватель вел виолончель или домру. Зачастую наш инструмент диктует нам, что носить.
Даже за фортепиано я никогда не надену облегающую юбку или платье с недостаточно широкой и длинной юбкой по той простой причине, что не хочу лишать себя устойчивости за инструментом и не хочу, чтобы от восьми часов ношения узкой юбки мой позвоночник напомнил мне, какой лишней нагрузке я его подвергла, просто надев не ту одежду. Соответственно, и у своих учеников я очень ответственно подхожу к вопросу удобства в плане одежды,
Результативность
Зачастую основным критерием для выбора преподавателя является результативность. Однако не стоит забывать, что результативности каждый преподаватель будет добиваться разными способами, и это не всегда объективный показатель.
Ваш ребенок может побеждать в конкурсах, участвовать во всех концертах, но обратите внимание: какой ценой ему это дается? Одно дело, если ученик с удовольствием бежит на занятия, воодушевленно рассказывает о своем педагоге и, даже когда у него не все получается, не кричит в истерике, что бросает музыкальную школу. Но ведь есть и второй сценарий.
Среди некоторых преподавателей с огромным количеством благодарственных писем популярна совершенно другая методика, которую, к сожалению, родители часто воспринимают как норму. Это запугивание, травля и оскорбления. Причем иногда это относится не только к ученикам, но и к их родителям.
Авторитет преподавателя не должен строиться на страхе! Дети у таких преподавателей будут из шкуры вон лезть, чтобы сделать то, что от них хотят, но не потому что им это нравится или потому что это просто нужно сделать. А потому что они боятся и не хотят лишний раз услышать, как на них кричат, или получить по рукам. Обратите внимание, с каким настроением ребенок идет на занятия. Если ваше чадо вдруг перед занятиями с конкретным преподавателем заболело раз или два — тут, конечно, дело может быть в том, что ребенок не выполнил домашнее задание и боится прийти неготовым на урок. Но если это продолжается систематически, перед занятиями у ребенка внезапно начинает подниматься температура или болеть живот, если ваш ребенок после уроков приходит в слезах — стоит подойти к преподавателю и попробовать разобраться в ситуации. Не стоит недооценивать психосоматику у взрослых, а уж у детей тем более.
Одно дело — если это период адаптации или у ребенка есть комплекс отличника. Дети плачут на уроках — это нормально. Для преподавателей это не новость. Но если вместо того, чтобы помочь вашему ребенку адаптироваться, побеседовать с вами, родителями, учитель вам заявляет, что это все потому, что у вас ребенок бездарь, тупица и надо просто больше работать, а не ныть, и это длится не один раз, а вы выслушиваете такое регулярно, — это не звоночек. Это набат!
Не нужно в данном случае спешить домой и выговаривать ребенку, что он вас подводит. В таком случае меняйте преподавателя, меняйте школу, в конце концов, поменяйте музыку на лепку, если ваш ребенок этого хочет, но не закрывайте на это глаза и не говорите ребенку, что учитель всегда прав. Часто родители детей, обучающихся у подобных преподавателей, отговариваются тем, что он маленький, ничего не понимает… Дети понимают все. Совершенно. И если на жалобы вашего ребенка вы даете ему понять, что это он не прав, — то считайте, что доверие между вами и вашим ребенком подорвано. Он будет знать, что вы не то что не можете — вы не хотите защитить его в ситуации, когда ему как никогда нужна защита!
Но, конечно, нужно различать период адаптации и страх перед травлей. Нужно различать ор преподавателя как способ давления и громкий голос эмоционального преподавателя.
Приведу пример из моей практики. Про меня как про преподавателя часто говорят: «Сразу слышно, когда Звольская работает». Нет, я не ору на учеников, не оскорбляю их. Просто порой до ребенка можно донести то, что ты хочешь от него добиться, только рассказав это красочно.
Например, я хочу, чтобы ребенок сыграл вначале тихо, а потом громко, но иногда даже такую простую просьбу ученик не выполнит сразу. Конечно, можно несколько раз повторить задачу, но иногда действеннее другой способ.
Вначале я скажу шепотом и тоненьким голосом: «Давай здесь сыграем, как будто мышка крадется. Она маленькая, ее почти не слышно». После этого я произнесу намного громче и сделав голос максимально низким: «А здесь у нас будет шагать бегемот. Он большой, топает громко и его слышно очень далеко». Затем я попрошу ребенка вместе со мной произнести все то, что я ему только что сказала со всеми интонациями и повышениями/понижениями голоса. После этого сыграть ребенку именно так, как требуется (вначале тихо, а затем громко), не составит труда, поскольку у него есть яркие образы.
За всю мою практику подобное объяснение напугало только одного ученика. Но заметив, что он вот-вот готов заплакать, я остановила урок, выяснила причину, объяснила ему все произошедшее, ответила на несколько вопросов и ситуация была улажена.
Требовательность
Преподаватель, который кричит и добивается всего через слезы и истерики ребенка, — это плохо. Хотя, к сожалению, есть учителя, для которых урок прошел зря, если они не довели ребенка до слез. Но и преподаватель, который полностью идет на поводу у ученика, ничему хорошему вашего ребенка не научит. Всегда должна быть золотая середина. Я немного злая преподавательница — я не отстану от ребенка, пока он не сделает то, что мне нужно. На меня не работают слезы, глазки аля котик из Шрека и любые другие манипуляции, к которым любят прибегать дети, когда прощупывают рамки дозволенного, но в то же время я никогда не позволяю себе что-то требовать просто так.
Моя работа как преподавателя заключается в том, чтобы мои ученики поняли, зачем именно я хочу от них добиться того или иного действия. С трех лет у меня дети учатся анализировать свою работу. Да, порой бывает у детей плохое настроение. С некоторыми нужно просто молча переждать, пока он сидит на стуле, надувшись и скрестив руки на груди, кому-то нужно дать выплакаться, а кого-то нужно успокоить. Все дети разные. Но мои подопечные знают, что пока я не добьюсь от них, что мне нужно, я от них не отстану, точно так же, как они знают, что это не моя прихоть, потому что у меня затылок зачесался. Ученики понимают причину, почему я хочу, чтобы они в пятидесятый раз повторили две этих ноты, и понимают, что в итоге должно получиться. Преподаватель не должен воспринимать детей как совсем неразумных. Дети — это маленькие взрослые. Они умеют анализировать, они прекрасно умеют прощупывать почву и помнят совершенно все.
Поэтому если преподаватель требует что-то от ребенка, подкрепляя это словами «потому что я так сказал/а» — ни о чем хорошем это, как правило, не говорит.
В дополнение скажу, что искать преподавателя можно не только на начальном этапе, но и в процессе всего обучения. Это совершенно нормально. Ребенок растет, и методы работы его педагога, которые подходили ему в четыре года, могут не подходить, когда ему пятнадцать лет. И от меня однажды переводили ребенка к другому преподавателю, потому что ученик больше и лучше понимает другого специалиста. (Уверена, что когда я проработаю еще дольше, такой случай будет не один.) Адекватный преподаватель воспримет это совершенно спокойно.
Да, задача учителя — научить, но это не может быть игрой в одни ворота. Так же, как и обучение в связке только преподаватель — ученик не будет до конца полноценным. Если ваш преподаватель полностью отстраняет вас от процесса или использует вас только для того, чтобы вы повлияли каким-либо образом на ребенка… Да, есть такая методика, но насколько она эффективна, я судить не берусь.
Только совместная работа все трех сторон (учитель — ученик — родитель) принесет максимальный результат
Так что если ваш преподаватель говорит о сотрудничестве не только с ребенком, но и с вами, готов идти на контакт, так же как и вы готовы идти навстречу этому педагогу; если ребенок идет на уроки с радостью, пусть иногда и приносит не только пятерки — держитесь за этого преподавателя.
У меня случалось такое, что, когда я меняла работу, мои ученики в итоге просто уходили из музыкальной школы, потому что не могли найти себе замену. Я до сих пор списываюсь со своими бывшими учениками и их родителями. Да и родители знали, что в случае каких-то вопросов они всегда могут мне написать, позвонить, отправить видео, в конце концов. Если это не показатель качества моей работы — то что тогда?..
Доверие, терпение, сотрудничество. Наверное, пора это сделать моим лозунгом?